Яндекс готовится к внедрению в поиск генеративных ответов
Сегодня команда Яндекс Вебмастера разослала пользователям сервиса письма с предложением пройти опрос, который должен помочь сделать сервис еще более полезным.
Предлагаемые вопросы связаны с ранжированием сайтов в Яндексе и Google, влиянием на позиции сайтов рекламы и сгенерированного контента и привлечением органического трафика на сайт. Опрос очень интересный (рекомендуем пройти): можно честно рассказать Яндексу, что вы думаете про его ранжирование, про Быстрые ответы и нейросетевые технологии в поиске. А также отметить все недостатки, как то накрутку ПФ, конкуренцию с сервисами Яндекса на выдаче, пессимизацию и проч.
Примечательно, что опрос позволяет сделать и некоторые выводы о том, куда и как дальше будет развиваться поиск Яндекса и сервис Вебмастер. Судя по количеству вопросов, посвященных той или иной теме можно судить о важности этого аспекта для поисковика.
Так, довольно большие блоки вопросов посвящены Быстрым ответам в поиске, а также отношению вебмастеров к генеративным ответам в выдаче.
Генеративный ответ — это короткий ответ на запрос, который показывается над результатами поиска. Его создает нейросеть, опираясь на информацию с сайта-источника. В этом его отличие от Быстрого ответа, который просто копирует информацию с сайта.
Яндексу интересно, как вебмастера относятся к такому использованию контента сайта поисковиком и планируют ли предпринимать какие-либо действия по этому поводу.
Если не торопиться отвечать и пропустить этот вопрос, то Яндекс сам предложит выбрать варианты действий, которые можно предпринять. А именно:
Еще среди вопросов есть такой:
Похоже, Яндекс собирается ввести специальную разметку контента для использования нейросетями и предоставлять сайтам аналитику трафика по генеративным ответам, запустив соответствующий функционал в Вебмастере. Возможно, это также означает упразднение Быстрых ответов в их текущем виде.
Также интересен список утверждений относительно нейросетевых технологий в поиске, с которыми вебмастерам предлагается согласиться или не согласиться:
Ну и напоследок поисковик интересуется, готовы ли вебмастера и владельцы сайтов помечать сгенерированный контент на своих ресурсах, чтобы пользователи знали источник его происхождения и могли отличать от авторского. Учитывая, что следом идет вопрос «Слышали ли вы, что в Госдуме обсуждается закон об обязательной маркировке контента созданного через нейросети?», можно предположить, что поисковик уже думает над реализацией этого требования и его возможным влиянием на ранжирование сайтов в поиске.
В пресс-службе Яндекса так прокомментировали проведение опроса:
«Яндекс постепенно внедряет нейросеть YandexGPT в свои сервисы, чтобы они были еще полезнее для аудитории. В процессе внедрения мы постоянно обсуждаем развитие технологии с участниками экосистемы, получаем и учитываем фидбек для дальнейшего развития сервиса. Сейчас мы проводим небольшой опрос вебмастеров, чтобы они могли поделиться своим взглядом на развитие генеративных нейросетей. Пока для нас это возможность изучить рынок и подумать о возможных вариантах развития продуктов».
Напомним, Яндекс начал ограниченное тестирование языковой модели YandexGPT для создания генеративных ответов в Поиске в сентябре 2023 года. Нейросеть дает краткий ответ на запрос пользователя под поисковой строкой, обобщая сведения из подходящего источника.
Отметим также, что аналогичные процессы сейчас происходят и в Google, который также готовится к внедрению экспериментального генеративного поиска SGE в основной поиск. А как это повлияет на SEO, можно узнать из исследования Authoritas.